К адвокату обратился офицер за юридической помощью, связанной со взысканием с Железнодорожного районного военного комиссариата г. Ростова-на-Дону неполученных при увольнении с действительной военной службы всех видов довольствия. Адвокат обратился с исковым заявлением в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд с жалобой, в которой указал, что увольнение доверителя с военной службы было осуществлено соответствующими должностными лицами с нарушением действующего законодательства, а именно: 1. В соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. В соответствии со ст. 49 данного закона предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащего, имеющего воинское звание "подполковник" составляет 45 лет. Приказ же Командующего войсками СКВО об увольнении доверителя в запас был издан до наступления у него установленного законом возраста, являющегося основанием для увольнения с военной службы по данному основанию, т.к. 45 лет ему исполнилось лишь 9 сентября 2002 г. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет. Доверитель такого согласия на увольнение до наступления у него 45-летнего возраста не давал. По этой причине его увольнение с действительной военной службы является незаконным. 2. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Таким образом, при увольнении доверителя с действительной военной службы ему должны были быть в полном объеме предоставлены все виды обеспечения, чего сделано соответствующими должностными лицами не было. А) Так, при его убытии в 2002 году в очередной отпуск в г. Калининград и обратно поездом он израсходовал свои личные деньги в сумме 480 руб. на постельные принадлежности в данном виде транспорта. По возвращении к месту службы он сдал установленным порядком талоны на постельные принадлежности и подал рапорт об их оплате. Однако, до настоящего времени компенсация за пользование постельным бельем при проезде железнодорожным транспортом ему необоснованно не выплачена. Б) В период с 29 августа по 5 сентября 2000 года он убывал в служебную командировку в н.п. Ханкала Чеченской Республики. В 2000 и 2001 г.г. он имел медицинские показания к санаторно-курортному лечению. Однако, путевки в санаторий или компенсационные выплаты в связи с неиспользованием этих путевок в размере их среднерыночной стоимости ему в указанные годы не предоставлялись. Правомерность данных выплат установлена разъяснением Главного военно-медицинского управления, а также постановлением правительства РФ № 160 от 25 февраля 2000 года. Указанное разъяснение ГВМУ распространило действие данного постановления на лиц, участвовавших в первой Чеченской кампании, а также установило, что выплаты за неиспользованные путевки производить с 1997 года, а также, что данная льгота предоставляется по факту участия военнослужащего в выполнении задач в указанном регионе независимо от продолжительности выполнения. Льгота не связана с участием в боевых операциях. К настоящему времени военный комиссариат Железнодорожного района не произвел доверителю данной выплаты в сумме 5200 рублей за каждый год. Таким образом, не выплачена компенсация взамен санаторно-курортного лечения в общей сумме 10400 руб. В) В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий имеет право на получение денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) с учетом его стоимости. С момента опубликования указанного выше закона денежную компенсацию взамен продовольственного пайка финансовые органы должны были выплачивать доверителю с учетом повышения стоимости продуктов питания, что не делалось. Фактически ему выплачивалась только часть суммы, что не позволяло в полном объеме удовлетворять потребность в питании с учетом постоянно растущих цен на продукты. Так, размер выплаченной компенсации в 2000, 2001, 2002 годах составил 20 руб. в сутки. В п. 2 ст. 4 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указано, что права и социальные гарантии военнослужащих, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные Федеральным Законом, не могут быть отменены или снижены Федеральными Законами и иными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный Закон. Следовательно, все распоряжения МО РФ по выплате денежной компенсации по ценам, указанным выше, являются незаконными и нарушают права доверителя на получение денежной компенсации взамен продовольственного пайка с учетом его повышенной стоимости. В результате этого ему причинены убытки, которые составили разницу между фактической стоимостью продовольственного пайка и выплаченной компенсацией, не покрывающие расходы на питание. Тем самым, нарушено право на своевременное и полное получение денежной компенсации взамен продовольственного пайка с учетом индексации цен согласно Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» военнослужащему, право которого на своевременное получение выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб, в частности потери от инфляции. Размер подлежащей к выплате денежной суммы должен определяться с учетом инфляции, исходя из индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики на день фактической выплаты. Согласно сообщению Ростовского областного комитета государственной статистики индексы потребительских цен на продукты питания с 2000 года по настоящее время неоднократно изменялись, а денежная компенсация выплачивалась без учета этих изменений. В результате за 2000 год доверителю причинены убытки на сумму 5423 руб. 23 коп, за 2001 год – на сумму 8445 руб. 30 коп., за 2002 год – 8950 руб. 36 коп., а всего на общую сумму 22818 руб. 89 коп., которые составили разницу между фактической стоимостью продпайка с учетом инфляции и выплаченной компенсацией, не покрывающей его расходы на питание. В соответствии со ст. 239 ГПК РСФСР и ст. 7 Закона РФ от 27.04.93 г. № 4886-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» права гражданина, нарушенные неправомерными действиями государственных органов, подлежат восстановлению в полном объеме, а убытки, причиненные такими действиями, возмещаются в порядке, установленном ГК РФ. Согласно ст. 15, 1064, 1082 ГК РФ названные убытки на сумму 22818 руб. 89 коп. должны быть доверителю возмещены. Г) В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью для военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток. Однако, за 2000 и 2001 г.г. ему не был предоставлен полностью отпуск установленной продолжительностью в общей сложности 40 суток.
Суд согласился с доводами адвоката и обязал военного комиссара Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону отменить приказ об исключении доверителя из списков личного состава, восстановить его в этих списках, обеспечить всеми положенными видами довольствия по день повторного исключения из списков личного состава части.
Услуги Адвоката Карпова:
Получите бесплатную онлайн-консультацию адвоката Карпова Сергея Викторовича
Получить консультацию